koch_55_001

Высокореактивная броня 1K NANO

Лакокрасочное покрытие автомобиля со временем мутнеет. Причиной тому служат не только агрессивные дорожные реагенты, но и щелочные бесконтактные моечные составы. Химия расщепляет и вымывает связую­щие смолы из лака, вследствие чего он теряет плотность и становится хрупким. Поверхность испещряется микросколами, забитыми грязью, от чего цвет базового слоя теряет первоначальную глубину. Защитить ЛКП от вредного воздействия призван 1K-Nano Lack от компании Koch Chemie. Его мы и тестируем.

Нанесение любых защитных покрытий должно происходить на тщательно очищенный и подготовленный кузов. Поэтому в первую очередь следует отмыть видимые загрязнения. Делается это для того, чтобы на следующем этапе глубокой очистки ЛКП не изнашивать дорогостоящие абразивы. При рассмотрении под микроскопом видно, что лак изрыт микроцарапинами и микросколами. При движении автомобиля с поверхности дорожного покрытия с пылью и песком поднимаются частички тормозной пыли, асфальтной крошки, металлической стружки. Все это вбивается в лакокрасочное покрытие и является «пескоструйным загрязнением». Проверить уровень загрязнения собственной машины можно и без микроскопа. Достаточно надеть слюду от пачки сигарет на палец и провести им по кузову. Тактильные ощущения представят печальную картину.

kochural1
Чтобы все это вычистить, нужно пройти деконтаминацию (де- + лат. contaminatio – загрязнение, порча) – процедуру глубокой очистки лакокрасочной поверхности автомобиля при помощи микроабразивной глины или автоскраба. «Инструмент» детейлер выбирает в зависимости от степени загрязнения.

kochural2
Если машина практически новая, то можно остановиться на натуральной глине. Этот материал очень чувствителен к химии, поэтому для смазки поверхности используется лишь вода. В свою очередь щелочные лубриканты могут запросто разъесть вяжущие смолы, и глина преждевременно высохнет. Одного 200 граммового куска глины обычно хватает на 50 полировок. Ее износ определяется по снижению эластичности, материал начинает крошиться.
Натуральная глина компании Koch делится на два типа и различается по цвету. Голубая неабразивная глина ReiniGungsknete Blau подходит для периодической очистки кузова от мелких загрязнений и не оставляет абразивного следа. Красная глина ReiniGungsknete Rot является абразивной полировочной глиной, которая грубым микроабразивом может оставить риску, требующую последующей полировки, ее используют профессионалы для ускорения зачистки ЛКП.

koch_55_006
Если же грязь на поверхности видна «невооруженным глазом», то следует применить состав Reactive Wheel Cleaner или профессиональный состав FLUGROSTENTFERNER BMP, функция которых и помогает при удалении сильных неорганических загрязнений. Состав FLUGROSTENTFERNER BMP был разработан по требованию концерна Mercedes-Benz для безопасной работы c ЛКП после транспортировки автомобилей ЖД вагонами, где проблемой является вбивание в лак металлической стружки и щебеночной пыли. Состав FLUGROSTENTFERNER BMP входит в «Gotis» лист Mercedes-Benz.
После такой очистки применяется ReiniGungsknete Rot – красная глина или автоскраб в виде прорезиненных полотенец, а также кругов для шлифмашин. Автоскраб работает с лубрикантом Quick & Shine, который улучшает скольжение и абсорбирует грязь, не давая ей соприкасаться с поверхностью.

koch_55_007
Некоторые детейлеры экономят на лубриканте, считая Fairy альтернативой профессиональной химии. Это дешево и опасно, ведь такие средства содержат агрессивную щелочь, которая не действует на неорганику, но зато отлично высушивает резину в скрабе.
Перед полировкой стоит остановить внимание на полировальных пневматических шлифовальных машинах и их электрических аналогах с типом кручения Rotex. Для сильно жестких лаков, а таких приблизительно 5% от общего объема автомашин, мы применяем на первом этапе роторную машинку как электрическую, так и пневматическую. Пневматические машинки – это сугубо профессиональный инструмент, и его используют в крупных автосервисах. Роторная машинка работает по принципу кручения диска вокруг своей оси. Она предназначена только для обученных мастеров.
Модель FLEX XC 3401 VRG эксцентриковая и особенно подходит для антиголограммной политуры, консервантов и нанолака. Имеет невысокую скорость принудительного кручения 450 об/м, но максимальное количество колебаний для электрической машинки 9600 к/мин, поэтому срезает риску как вдоль, так и поперек ее площади.

koch_55_008
Стоит отметить неоспоримые плюсы пневматики. В классических электрических машинках при долгой работе головы перегреваются, что ведет к неисправностям электродвигателей. Пневматические машины позволяют работать от воздушной линии в 4-5 атмосфер безостановочно, охлаждаясь от того же воздуха. Единственное необходимое условие их работы – это стабильное давление воздуха в системе.
Полировка должна осуществляться при хорошем освещении. Если его дефицит, то детейлеру стоит обзавестись немецкой лампой Reflux, предназначенной для выявления вмятин при PDR-ремонте. Простая в применении, легкая и дешевая, она легко закрепляется в нужном месте с помощью вакуумной присоски, позволяя мастеру видеть риску и голограммы.

koch_55_002
Полировальные пасты Koch Chemie прошли серьезное обновление. Разработчики сделали упор на минимизацию выброса абразивной пыли при высоких рабочих температурах. Возглавляют лабораторию абразивных материалов «Dr. Michael Hauber – Forschung und Entwicklung», признанные специалисты, благодаря работе которых в ассортименте присутствуют пасты как на водной основе, так и на нафте.
koch_55_009На баллонах нанесены этикетки с информацией. Первая цифра (8,5) означает степень шлифования, то есть нагрузку, которую могут дать абразивы на ЛКП. По сути, это объединяющий синоним прочности абразива, его остроты, плотности и устойчивости. Максимальная степень шлифования по шкале Koch Chemie – 10.
Второй показатель (5,0) – максимальная степень блеска по 10-балльной шкале компании. Процесс полировки — это заточка крупных царапин более мелкими до момента, когда глаз перестает воспринимать их отражения от источника света. Про такую поверхность можно сказать «зеркало».
Состав пасты и абразива моногенен. Абразивное зерно просеивают на производстве, чтобы получить однородную фракцию и не допустить попадания частиц большого диаметра в смесь. Большой процент остроабразивного зерна существенно снижает расход материала на один квадратный метр обрабатываемой площади.
«Некоторые производители полировальных паст внушают, что они располагают «уникальной технологией» саморазрушающегося абразива. На самом же деле оксид алюминия, из которого в большинстве случаев выполнены зерна, априори всегда саморазрушающийся. Абразивная частица в изначальном состоянии представляет собой комок, состоящий из маленьких склеенных шариков при температурном вплавлении. В момент приложения усилия и повышения температуры они разрушаются на мелкие фракции. Чем больше прикладывается усилие, тем больше разрушаются частицы», – рассказал Дмитрий Авилов, руководитель компании «КОХ-Химия РУС». То есть паста со стартовым абразивом в 10 микрон рассыпается вплоть до 4 микрон и так до финишной пасты HOCHGLANZ-ANTIHOLOGRAMM-POLITUR, где размер остатка зерна соответствует 0,02-0,01 микрона. С каждым проходом мелкие частицы удаляют риски от более крупных предшественников.
Перед началом работ пасту необходимо равномерно распределить по части обрабатываемой поверхности. Если не разнести пасту на часть предполагаемой зоны полировки, то к концу прохождения есть вероятность ухудшения стирания риски на ЛКП, так как, подойдя к этому участку, абразивы уже рассыпались на более мелкие фракции, которые не могут достаточно воздействовать на поверхность.


Если на ЛКП серьезная риска и твердый лак, то лучше применить роторную машинку и круги с натуральным мехом Lammfell-Pad. Мех в отличие от поролона выполняет шлифовально-полировочную функцию лучше, срезает неровности за счет абразива, а также с помощью собственного абразивного воздействия изнутри риски. Поролоновый полировальник режет сверху вниз, а мех параллельно изнутри риски, попадая ворсом и захватывая абразив. Однако для шлифмашины типа Rotex меховая насадка Lammfell-Pad не подходит. Для нее применимы только поролоновые круги повышенной плотности или полутвердые в зависимости от этапа шлифования.

На тестовой машине BMW X3 мы применим машинку Flex XC 3401 VRG Dual Action. Данная машинка входит в систему безопасной полировки ЛКП по системе Koch Chemie. Для чистоты эксперимента мы поставим за работу независимое лицо, то которое ни разу не полировало автомобиль. Как убеждает нас представитель Koch Chemie, данная процедура полностью безопасна и достигает максимального результата за короткий срок. Наносим пасту Heavy Cut 8.02 на круг 999286. Сразу нас предупредили, что на одну машину в первом этапе потребуются три круга 999286. Это необходимо для того, чтобы каждый из этих кругов прослужил максимальное количество полировок. Круг должен «отдыхать» после мойки и просушки. В этот момент его отвердители восстанавливаются, и круг обретает свойственную ему плотность. Если этого не делать, круг смачивается, при нагрузках нагревается, теряет свою плотность и начинает­ся его распад. Еще одна особенность кругов Koch Chemie – это продуваемость. Как утверждает представитель компании, это способст­вует уменьшению смачивания и нагрева круга. Излишки пасты проходят внутрь круга и так же равномерно выходят из него при прохождении по сухой части ЛКП, а продуваемость остужает все поверхности соприкосновения с ЛКП.
Для работы с малыми 80-ти полировальными кругами на стойках, зеркалах и ручках дверей пригодится пневматическая мини-шлиф-машина AuTech (16956).

autech_16956antihologramm_182001

Второй шаг выполняется полировальной пастой Hochglanz-Antihologramm-Politur M201 со степенью шлифования 2,5, максимальной степенью блеска 9,0 и полутвердым полировальным кругом AntiHologrammSchwamm Orange.
Перед началом полировки нужно равномерно распределить пасту по всей поверхности полировального круга. Если этого не предпринять, то голый поролон может оставить риску.
После окончания последнего этапа полировки необходимо обезжирить поверхность и осмотреть ее при свете лампы. Этот этап важен, так как он выявляет сразу все неотполированные участки ЛКП. Многие пасты других произ­водителей скрывают риску, а не удаляют ее. Так называемый филинговый эффект (эффект заполнения), к сожалению, присущий дешевым пастам с неравномерным и слабым абразивным зерном. Как правило, умельцы, работающие с такими продуктами, советуют после полировки не мыть автомобиль какое-то время.

koch_55_014
Проверив поверхность и убедившись, что никакого изменения не наблюдается, можно переходить к выбору защитного состава для ЛКП. Это как с эмалью зубов, пломбы бывают разные. Сегодня мы выбрали пломбу для лакокрасочного покрытия автомобиля с длительным эффектом устойчивости к щелочным и кислотным воздействиям. Ведь это первостепенная угроза для ЛКП на взгляд автопроизводителей всего мира. Особенно в России, где мойщики пытаются отмыть «бесконтактной мойкой» автомобиль за один раз, нанося на ЛКП смеси, способные растворять не только грязь, но и металлы, хром и пластик.

1knanolackПеред нанесением длительной реакционной 1K-Nano нужно обязательно обезжирить все поверхности с помощью SILICON-& WACHSENTFERNER WASSERLOSLICH.
В комплекте с 1K-Nano идут мерный стакан, губка для нанесения, паспорт продукта и сам состав в алюминиевой колбе объемом 250 мл. Применение металла в упаковке вызвано далеко не дизайнерским вымыслом. Дело в том, что продукт очень летуч и испаряется даже сквозь микропоры в пластике. Поэтому распылять его с помощью пульверизаторов строго запрещено.
1K-Nano наносится губкой круговыми движениями. На СТО лучше применить эксцентриковую шлифмашину с полировальным финишным кругом. Механическое нанесение дает более равномерную структуру, отличающуюся крепкой молекулярной связью. Нанесенный состав матовеет и располировывается. Полимеризация занимает два часа, после чего можно наносить следующий слой для новой химической реакции.

koch_55_016Дмитрий Авилов рекомендует наносить не менее трех слоев состава. Плотная структура более устойчива к суровым российским мойкам и переменчивому климату. Но даже с такой щедрой дозировкой алюминиевого флакона хватит на два-три внедорожника.
Трехслойная защита выдерживает 45-50 «злых» моек, а в зависимости от ухода остается на поверхности лака от 12 до 36 месяцев. На хромированных деталях 1K-Nano держится 2-3 месяца. Фары и пластики обрабатывать им не стоит.
Теперь о физических свойствах состава. В одном из прошлых номеров мы говорили о неправильной трактовке шкалы Мооса. Некоторые детейлеры от незнания терминологии заверяли своих клиентов, что их защитное покрытие по прочности сопоставимо чуть ли не с алмазом. От подобного позиционирования страдали как обманутые автолюбители, так и теряли авторитет производители защитных покрытий.

1knano

kochchemie_1knano
Шкала Мооса (минералогическая шкала твердости) – набор эталонных минералов для определения относительной твердости методом царапания. В качестве эталонов приняты 10 минералов от талька до алмаза, расположенных в порядке возрастающей твердости. Твердость минерала измеряется путем поиска самого твердого эталонного минерала, который он может поцарапать; и/или самого мягкого эталонного минерала, который царапает данный минерал.
В детейлинге же твердость проверяется так называемым pencil test, когда карандашом различной жесткости царапается покрытие. Но даже при таком исследовании на кузове автомобиля не найдется покрытия жестче заводского лакового слоя. Более того, и его стараются производители автомобилей смягчить. Жесткий лак имеет высокое поверхностное напряжение, он защищает от царапин, но легко скалывается. Вот почему сравнивать твердость защитных покрытий с алмазом не имеет смысла, в отдельных случаях это лишь маркетинг или просто незнание.
Именно поэтому 1K-Nano не позиционируется как универсальная «броня» и не увеличи­вает плотность ЛКП. Производитель не противопоставляет свой 1K-Nano жидким стеклам и керамическим покрытиями, а лишь предлагает альтернативу с принципиально иным принципом действия. Самое главное, что 1K-Nano запечатывает лак и отвечает за сохранность блеска и цвета лакокрасочного покрытия.

koch_55_019

Состав высокореактивен. Это означает, что консервация лака 1K-Nano на основе ковалентных связей долговременно соединяется со структурой лака и обра­зует прочную сетку. Поэтому она предельно устойчива к воздействию химических продуктов, ультрафиолетовых лучей и механических истираний. Таким образом, автомобиль получает долговременную защиту, он легко очищается и сияет как новенький.

Журнал: "Кузов"
Автор: Роман Акользин